Разновидности железнодорожных шпал, их преимущества и недостатки

В зависимости от положения на ЖД пути железнодорожные шпалы могут быть классифицированы как:

1. Продольные шпалы

Это ранняя форма шпал, которая в настоящее время не используются. Состоит из каменных плит или брусьев дерева, расположенных параллельно рельсам и под ними. Для поддержания правильной ширины колеи поперечины устанавливаются через равные промежутки времени.

В настоящее время от этого типа шпал отказываются в основном по следующим причинам:

Пример HTML-страницы
  • Движение поезда не является плавным, когда используется этот тип шпал.
  • Шум, создаваемый дорогой, является значительным.
  • Стоимость высока.

2. Поперечные шпалы

Поперечные шпалы появились в 1835 году, и с тех пор они используются повсеместно. Они устраняют недостатки продольных шпал, т.е. поперечные шпалы экономичны, бесшумны в эксплуатации, а движение поезда по этим шпалам плавное.

В зависимости от материала поперечные шпалы могут быть классифицированы:

  • деревянные шпалы;
  • стальные шпалы;
  • бетонные шпалы.

Деревянные шпалы

Деревянные шпалы почти соответствуют всем требованиям, предъявляемым к идеальным шпалам, и поэтому они используются и по сей день.

Преимущества деревянных шпал

  • Они очень полезны при больших нагрузках и высоких скоростях.
  • Они имеют длительный срок службы 10-12 лет в зависимости от климата, состояния, погодных условий, интенсивности и характера движения, качества древесины и т.д.
  • Хорошие изоляторы и, следовательно, хороши для железнодорожных путей с замкнутым контуром.
  • Они способны вместить любой калибр.
  • Подходят для прибрежных районов.
  • Легко обрабатываются и размещаются.
  • Они не сильно повреждаются в случае схода с рельсов.
  • Они не подвержены коррозии.
  • Дешевле, чем любые другие типы шпал.

Недостатки деревянных шпал

  • Подвержены нападению паразитов, поэтому перед использованием их необходимо должным образом обработать.
  • Могут загореться.
  • Они поражаются сухой и влажной гнилью.
  • Их время существования короче по сравнению с другими.

Стальные шпалы

Они выполнены в виде стального желоба, на котором рельсы закреплены непосредственно ключами или гайками и болтами.

Преимущества стальных шпал

  • Имеют срок полезного использования 20-25 лет.
  • Не подвержены разложению и не подвергаются нападению паразитов.
  • Соединение между рельсом и шпалой более прочное и простое.
  • Обладают лучшей поперечной жесткостью.
  • Хорошая стоимость лома.
  • Подходят для высоких скоростей и нагрузок.

Недостатки стальных шпал

  • Подвержены коррозии под воздействием влаги.
  • Не могут использоваться для всех секций рельсов и калибров.
  • Могут сильно пострадать при сходе с рельсов.

Бетонные шпалы

В настоящее время заменяют все другие типы шпал, за исключением некоторых особых обстоятельств. Впервые они были использованы во Франции примерно в 1914 году, но особенно распространены с 1950 года. В России широко используются железобетонные шпалы Ш1.

Преимущества бетонных шпал

  • Долговечность со сроком службы от 40 до 50 лет.
  • Их можно производить в больших количествах на месте, установив завод.
  • Тяжелее всех других типов, что обеспечивает лучшую боковую устойчивость гусеницы.
  • Хорошие изоляторы и, следовательно, подходят для использования в линиях с кольцевым замыканием.
  • Они не подвержены коррозии.
  • Не подвержены нападениям паразитов и гниению, подходят для всех типов почв.
  • Более эффективно предотвращают изгиб.
  • Первоначальная стоимость высока, но в долгосрочной перспективе оказывается экономичной.

Недостатки бетонных шпал

  • Трудно поддаются обработке.
  • Трудно изготавливаемы в различных размерах, поэтому не могут использоваться в мостах и переправах.
  • Могут быть легко повреждены при погрузке и разгрузке.